Photo gallery Articles Photo-essay

Марокканский морок. Часть вторая.
Пару слов о праздновании Нового года. Его тут не празднуют. Вернувшись в Надор от бухты с маяком, первым делом отужинал в кафе, где было в вечерний час очень людно, почти все столики заняты. Но не думаю, что только 31-го декабря тому виной. Ни один город, ранее виденный мной, включая этот, не был украшен в гирлянды или нечто подобное. Ровно в полночь я наслаждался тишиной. Признаюсь, впервые в жизни.

Из Надора мой путь пролегал через Национальный Парк Тазекка в Фес. Парк Тезекка очень красивое место. Вы будете ехать по серпантину, окружённые деревьями, зеленью. Местами встречаются домики, зоны отдыха, даже есть пара отелей по дороге. С некоторых поворотов уже видны далёкие заснеженные вершины Атласных гор.



Пару слов о дорогах. Писали, что они отличные. Такое утверждение верно только в случае, когда вы ездите исключительно по платным или особо значимым дорогам, соединяющим крупные города. Опять предлагаю вспомнить нашу страну. Есть отличные, есть невероятно убитые, где только на первой передаче с минимальной скоростью, иначе оставите колёса на глубоченных ямищах. Если вы таких не встретили в Марокко, то значит мало где были. Есть и такие, которые вроде бы нормальные, но шириной в полтора машины и края рваные, при появлении встречного движения приходится половиной колёс ехать по корявой обочине. Приведу два примера напрочь убитых дорог. В первом случае из Шефшауэна синим выделил, начиная с половины пути в сторону озера. Во втором случае как отъедете от Демната к Высокому Атласу и въедете в горные поселения, но в горах тоже печаль сплошная.

.

Про сам Фес ничего сказать не могу. Здешние города не пробуждают во мне желание говорить о них много. Хотя, припоминаю, что именно в Фесе какой-то мопедист, выруливая с обочины на дорогу, возомнил себя привелигерованной персоной, которой мне следовало по какой-то причине уступить ему дорогу. Резкое торможение или дёрганье влево привело бы к столкновению с другими транспортными средствами, я чуть придавил газ и проскочил перед ним, не задев никого. Но поток плотный и скорость порядка 60 км/ч у всех, а он на мопеде имеет больше свободы в действиях, что сподвигло его на некоторого рода погоню за мной. Две сплошные слева, он по ним рядом со мной, что-то там показывает, пытается проорать. Намерения его мне с вероятностью 99% понятны: вероятнее всего, попытался бы с меня стрясти денег за якобы аварийный случай. В плотном потоке мне оставалось только игнорировать его, а потом пару свободных "шахматных клеток" дали мне шанс оторваться, потом ещё пару ходов "лошадью", и вот он уже оставил свои попытки догнать Савранского. Причём, не пришлось даже нарушать правила дорожного движения более, чем на 10км/ч.... А вот отель и его расположение в районе, чем-то напоминающим Португалию, мне принесли удовольствие. Пройдя через дорогу и эту аллею с пальмами от отеля к кафе, можно отведать различной выпечки с кофе.



Внутри отеля растут абрикосы. И это единственный отель из всех виденных мной с полноценным обогревом номера. Не всего, но уж на основную комнату его хватало. И впервые захотелось заснять саму комнату, т.к. интерьер отличался выдержанным стилем, где вся мебель из натурального дерева одного вида, одного цвета. Даже шкафчики в коридоре и плитка на полу. Интересная подсветка тоже сыграла на впечатление, которое и побудило сфотографировать. Вид сверху на бассейн снимал со своего же балкончика, где специально подготовлены стулья, столик и пепельница. Эх, надо было захватить сигары… :о)







По пути к Фесу проезжал озеро, которое планировал посетить. Как же я пел от радости, что проезжал его сейчас, а не выехал сюда вечером. Ведь оно ничего интересного не представляло собой, но это сложно понять, сидя дома и планируя свой маршрут. На снимке Мерседес бородатых годов, перевозящий овец. Очень часто именно такой Мерс будет вам встречаться и во многих случаях с овцами на нём. В городах всяких машин хватает. Но как правило бюджетного сегмента или среднего. Очень редко дорогие. В глубинках абсолютным лидером по числу на проезжей части будет легковой Мерседес 90х, 80х и даже 70х. Опять некий экскурс в Азербайджан. Они там объясняли просто: запчастей в избытке и по приемлемой цене, надёжность хорошая. Но здесь, слава Богу, народ не задирает передок своих авто, как это делают в бывшей советской республике, вызывая зрительную тошноту (чисто моя реакция) от несуразности и противоестественности такого решения.





Фес для меня изначально был пунктом ночлега, а истинной целью было озеро Sidi Chahed. Поэтому, заселившись, я отправился туда. Остановился только, когда кончился асфальт у самого озера. Это популярное место, куда жители города и ближайшей округи съезжаются отдохнуть. Растительность скудная, всего несколько деревьев, зато кактусов высотой под два метра в избытке.





Непосредственно в зоне отдыха мне делать нечего, отправился вдоль озера к холмам (в противоположную сторону от тех, что на снимке с машинкой). По пути снимал пролетающих птиц и радовался, что их ковровые бомбардировки не накрывали меня, хотя иной раз бомбы падали в метре.





Заметив на полпути накатанную земляную дорогу правее озера, преодолев красную пахоту, пошёл по ней. Попутно проехал большой пикап, которому я уступил дорогу, отойдя в сторону. Откуда ж мне было знать, что этот пикап ещё сыграет свою роль в моём мировосприятии, на которое постоянно пытаются посягнуть извне посредством своих зомбированных телевидением мнений и интернетовских страшилок. Солнце уже село, когда я «покорил» красные холмы, роль которым изначально отводилась как просто более высокой точке съёмки.





Засняв этот «мясной» пейзаж, я спустился с холма и пошёл по той укатанной дороге назад. Куда ведёт та дорога было неизвестно, на карте она не фигурировала. По пути сюда вышел на неё уже ближе к холму, а до того шёл вдоль воды, включая некоторые полуболотистые локации, которые при практически полной темноте стали бы проблемой, даже если забыть про свору собак, околачивающуюся неподалёку и легко обойдённую мной на закате при хорошем свете. Так что я склонялся к варианту дойти по дороге, куда бы она ни вела, надеясь выйти к асфальту. И тут сзади появился свет фар. Поняв с определённой дистанции, что назад, вероятно, возвращается тот же пикап, я отошёл в сторонку, чтобы дать ему проехать. Но он не проехал, а остановился.

Пикап был забит людьми настолько, насколько это вообще возможно. На заднем сиденье сидело как минимум четверо и все они курили, из-за чего даже в светлое время разглядеть их смуглые лица было бы непросто, а в потёмках и подавно. Плюс водитель и пассажир переднего места, который мне сказал что-то и показал на кузов. Залазь, мол, туда. Так я его понял. Колебался примерно секунду, но любопытство взяло верх. Полный пикап мусульман, веселье которых не вызывало во мне подобного же настроя, и я в кузове, где на кочках пытается ездить туда-сюда огромная бочка, норовя наехать мне на ноги, но так и не наезжая, словно закреплена, правда, темнота не даёт понять как. Вот так и ехал, снимая на телефон одной рукой, а остальные три конечности расставив подобно штативу, опираясь на кабину другой рукой. Ехал как в лёгкий шторм на волнах. Увы, не успел сразу достать нормальную камеру, а дальше в такую «погоду», созданную неровностями дороги, не решился. Поэтому единственное, что можно разглядеть на видео – свет фар на дороге, небо и силуэт кабины. И услышать перекатывание бочки.
(для просмотра видео к некоторым браузерам потребуется установить флеш-плеер, значит вы используете устаревший браузер, не поддерживающий HTML5, а в Internet Explorer поле видео может быть полностью зелёным, значит нужно обновить страницу или использовать браузер получше):



Когда мы доехали до асфальтной дороги, пикап остановился и мне на непонятном языке сказали, что не ясно куда мне надо. На что я чётко дал понять, что оставил машину в километре правее. Пожали руки со всеми, до кого дотянулся, я выразил им большую благодарность, и они поехали по асфальту налево, а я направо вдоль дороги к машине. С тех пор каждый раз, как кто-то голосовал на обочине, я чувствовал себя мудаком. Но предпочитал терпеть, находясь в заведомо невыгодном положении для подвозов неизвестных мне людей, говорящих на непонятном языке в не моей машине с рюкзачком, рисковать содержимым которого мне не представлялось разумным даже под гнётом неуважения к самому себе.

На очереди был захудалый и во многих отношениях ущербный городок, где мне предстояло провести две ночи, совершив два выезда к заведомо выбранным местам съёмки по одному на вечер. Зато по пути я проехал пару мест, которые от Франции отличить было бы крайне затруднительно.







Задание: найди пять обезьян ;о) А за пределами города маршрут проходит практически по российскому лесу. Разница только в обитателях :о)





Потом тоже более-мене французские места.



Но дальше снова типичные марокканские поселения, где дома в цвет земли, т.е. красные.





А на выезде самая типичная природа Марокко. Я бы назвал именно этот снимок неким собирательным обликом страны. На мой взгляд, разумеется, и с большими оговорками.



Прибыв в свой запланированный на две ночёвки Afourer, я несколько расстроился, ибо он был настолько уныл, что оставалось себе внушать «ты тут будешь только спать…». Апартаменты, в которых я поселился, были хорошими, но без интернета и дико холодными. Служащие не говорили на английском. Лишь капельку понимали. Меня сильно раздражало, что при этом всём вежливый мужчина пытается со мной проводить беседы, которым не суждено состояться из-за моего незнания французского и его незнания английского. Зато радовало, что в спальне имеется кондиционер, способный её протопить. Но в остальных частях апартаментов был страшный колотун в любое время суток. А за окном…



Но в окно можно и не смотреть. Тем более, оно расположено так, что смотреть в него неудобно. Куда большим огорчением стало отсутствие нормальной еды. Полное! Спросил у женщины, оформлявшей мой приезд. Сказала, что там на главной дороге поищи. Я поискал, поспрашивал, но все указывали на дичайше отстойную харчевню, где кормили едой, на которую было страшно даже смотреть. Когда-то по телеку я видел тюремную баланду. Примерно такое ощущение вызывало содержимое здешних кастрюль. Тогда впервые было принято решение купить фруктов на рынке. И узнать, что бананы очень посредственные, но мандарины вкусные, спелые, с легко снимаемой кожурой, которая уже сама как бы отошла от долек, образуя прослойку воздуха между плодом и внутренним мягким слоем. Яблоки сорта Голден аналогичны. Только парафином их тут никто не мажет. В этот вечер в планах было отужинать в туристической зоне на водопаде в Ouzoud. Планы эти тоже не сбылись, зато водопад меня приятно удивил своими масштабами и красотой.



Приехав туда позже основной «туристической массы», я был один на пустой парковке. Сразу же подоспел паренёк, начавший втирать мне, что без гида будет полный трындец, не найду, заплутаю. Даже не зная дороги, отказался из принципа. И правильно сделал, т.к. специально вымощенная каменная дорожка буквально через 50 метров вывела меня вон к тем сарайчикам слева сверху, из-под которых льют струи воды. Парковщик на выезде запросил стандартные 10 дирхам.

Возвращался на ночлег, заснял стандартную картину для вечера в маленьких городках и сёлах:



Мужики и пацаны по вечерам сидят в своих гаражах/кафешках, играют в разные игры на столах (домино, карты?) или бильярдах, выкатывают настольные игры типа хоккея/футбола. В общем, проводят время вместе, общаясь. Не думаю, что у них совсем нет интернета. По телефону они постоянно трындят, когда стоят или идут вдоль дороги. А современная сеть хотя бы какой-то интернет, но должна давать. В больших городах это тоже есть, но там нет в таких количествах частной собственности, которую можно запросто как гараж отдать на бесплатные игры. Там кафешки со стульями внутри и снаружи. И там нет такой дружной общины, поэтому сидят по одному, по два, по три. Изредка набирается большая компания. Тогда как в селе, при наличии определённого размера зала со столами и стульями, все стулья могут быть заняты, на столах какие-то игры, а внутри плохая видимость из-за дыма сигарет. Судя по всему, женщины, девушки и девочки занимаются домашними делами в это время, либо просто сидят дома, но совершенно точно они не участвуют в вечерних посиделках и играх. Разве что в кафе может сидеть какая-нибудь парочка, либо две подружки, но, как уже писал про Касабланку, не каждое кафе подходит для этого, многие какие-то чисто мужские.

Ещё одна закономерность. Дорога здесь – источник жизни. Иной раз кажется, что нельзя и километра проехать, не встретив кого-то на обочине. Стоит, сидит, лежит, идёт, но всегда кто-то есть. Часто прямо на дороге. В городах, даже если рядом есть тротуар, некоторые предпочитают идти по проезжей части. Школьники гурьбой передвигаются, поэтому объехать их можно только по встречке. Все гаражи и кафешки обращены к проезжающим. Мосты через речки никогда не пустуют – кто-то обязательно стоит и чего-то ждёт. В полях (точнее, зонах с хорошей видимостью рядом с поселениями) могут буквально через каждые десять метров стоять мужики. Просто стоять. У них нет товара, который бы они продавали, либо они собираются отвести потенциального покупателя куда-то далеко, где лежит товар. Они не голосуют. Просто стоят и ждут. Предположим, ждут автобуса. Но это дико странно было бы для автобуса останавливаться через каждые 10-30 метров и подбирать очередного, ведь они могли бы собраться хотя бы по трое. Тем более, остановки у них имеются, часто крытые. Думаю, так они ищут работу. Очевидно, любую, если моя версия верна.

Кто-то описывал здешнее положение дел коротким «нищета там». Безусловно, есть такое ощущение. Но даже если так, то не хотите ли выехать за МКАД посмотреть на такую же нищету? Наша страна большая, но далеко ходить не нужно в поисках нищеты: просто поезжайте по любой трассе от Москвы и в радиусе трёхсот километров найдёте столько нищеты, что на половину Марокко хватит противопоставить. И это только жалкая капля от всей России. Для тех, кто не в курсе, я проведу небольшой ликбез по реалиям нашей родины:

1. средняя зарплата по стране не превышает 20 т.р., и это я ещё взял обобщение в большую сторону – честнее было бы сказать, что она в районе 15 т.р. чаще всего. Даже в Калининградской области, прямо посреди Европы. Наберите в Youtube "В Калининграде черных копателей ловят десятками" (видео от 23.01.2017, канал Россия 24), он просто всплыл передо мной сам в день написания очерка о Марокко, что только подтвердило для меня самого мои слова про наши зарплаты.

Когда одного из копателей репортёр спрашивает о причинах нарушения закона, пытаясь "вывести на чистую воду", он получает ответ, который многим из нас покажется вполне оправдывающим человека. А чтобы аргументировать свою позицию, открою маленькую тайну: хозяева предприятий, занимающихся раскопками янтаря (как и любых других природных ресурсов НАШЕЙ страны!) гребут деньги миллионами, а иногда миллиардами, так кто дал им право себе в карман копать, и почему такого права не даётся другим, а главное, не даётся альтернативы.

2. Цены на продукты, одежду, технику и вообще любые товары народного потребления одинаковые плюс минус пара ничего не значащих рублей, а некоторые даже дороже в глубинках из-за проблем с доставкой. Исключение составляют только овощи и фрукты, выращенные на местах.

А теперь вычтем коммунальные, и за проезд, останется 10 т.р. на всё про всё, да только тут дай Бог, чтобы на питание хватило. Ну как вам нищая Марокко? Что есть у наших граждан после оплаты жизненно необходимого? Ровным счётом ничего. Как и у марокканцев. Так вот нищета не только там. А вы видели дороги в Саратове? В городе подобных размеров и инфраструктуры в Марокко дороги отличные и тротуары тоже. Для сравнения. И напомню, расклад был по средней зарплате, но, к несчастью, есть гораздо меньше оклады. Ладно, отвлеклись, поехали смотреть красоты.

На следующий день поехал к озеру Bin El-Ouidane. До этого момента озёра представляли собой какие-то нелепые лужи. Понятно, что сезон сухой, много чего высохло, но всё равно обидно. Тут же дело обстояло иначе. Место изумительное, можно бродить в футболке по высохшей части, изучая дно, забрести на острова с деревьями, доступ к которым в иной сезон возможен только вплавь или на лодке. А раз тут было дно, то остались и некоторые его обитатели.



Справа россыпь ракушек улиток, слева высохшие растения. Не знаю названия, но вроде бы именно они могли выпускать зеленоватый дымок из этих отверстий. Если ничего не путаю. А так в выглядит русло иссякшей в засуху реки, впадающей в озеро с гор:



Из посёлка тянутся трубы, использующие озёрную воду:



Немного самого озера с разных сторон.















Последние снимки были про не достигшую зрелого возраста бахчу. Арбузы погибли в юном возрасте от нехватки воды и пожелтели. Но некоторые из них ещё были зеленоватыми, что и позволило опознать плоды.



Но больший интерес для меня представляло смешение глины с твёрдой кристаллической породой. Похожа на соль, но не растворяется и тверда как камень, кристаллы иногда крупноватые, но как правило мельчайшие, поэтому в основном выглядит однородным белым камнем. Интерес вызывает потому, что глина заведомо рыхлая, а белый камень твёрдый, но по картине смешения видно, что некогда белое вещество тоже было жидким.







После вчерашнего дня, когда питаться приходилось всякой лабудой или фруктами, сегодняшний визит к озеру оказался успешным втройне. Тут в северо-западной его части расположены дорогие отели с прекраснейшим видом. Придорожные, но не путайте с посёлками, тут посреди природы пара домов. Как же жалею, что пожадничал и не заселился сюда!!! Видя всю эту красоту и вспоминая, что возвращаться мне в дыру, где ни еды, ни красивых видов, у меня было только две причины, по которым я не остался здесь: оставленный чемодан с вещами там и нежелание обидеть хозяина вполне хороших апартаментов, не по его вине расположенных в неинтересном для туриста городке. Сейчас же меня интересовала еда. И подали мне её вот на этот стол ручной работы (в Марокко прям изобилие продукции ручной работы, начиная от сувениров и заканчивая мебелью).



Сам Таджин был золотого цвета, очень красиво играл на солнце. К сожалению, фотография уже удалена, хоть и была сделана. А дальше по дороге будет ещё одно заведение. Мимо проскочить удастся едва ли, там какая-то арка в конструкции того здания. Очень пафосное место, где делали самый дорогой Таджин из всех мною еденных, хотя и не самый вкусный, зато там в принципе посидеть отлично. Фотографировать не стал.

Когда я завершил съёмки своего финального закатного пейзажа, то хотел было снимать камеру со штатива. Как вдруг по округе пронеслась молитва. Как никогда кстати, подумалось мне (рекомендую досмотреть до конца):



На снимках озера уже фигурируют снежные вершины. Именно к ним я отправился следующим утром. Дороги были всякие разные. Пустошь, холмы, пролески, одинокие «остановки» на дороге посреди полей. Даже казалось, что еду не туда, ведь я уже был в горах, и должен был подниматься выше. Просто маршрут навигатор мне предложил по более прямым, более скоростным дорогам. Ведь на серпантине особо не разгонишься, особенно если он вмещает целиком только одну машину, а местами в ямах весь. Если кому интересно, как карта MAPS.ME заметно более точна и подробна, знает больше дорог и троп, озёра там имеют такие же границы, как в реальности, а не какие породит фантазия создателя карты. Тут я уже сетую на отсталось карт навигатора Sygic. Хочется уточнить: как навигатор он на голову или две превосходит пресловутые MAPS.ME и в крупных городах знает заправки, в отличие от MAPS.ME, но если ехать на природу или в посёлки, то последние выигрывают именно как карты и своим курсором, указывающим ваше реальное направление в пространстве, куда бы вы ни повернулись.







Отель выбрал не в самом Демнате. Очередной городишка, смотреть в котором нечего как по мне. За ним, уже по пути в настоящие горы, располагаются парочка приличных отелей. Они показались мне даже похожи внешне и по названию, так что некоторое время чесал репу, туда ли вообще вселился, когда проезжал второй по пути к Атласу.



Отведать обалденного Таджина за одним из тех столиков было действительно приятно. Тут довольно прохладно, без ветровки не походишь, а солнце согревает.



Внутри такого замка ещё более интересно.





Жильцов в это время почти не было, что придавало особую атмосферу просторности и тишины.





Великолепно отобедав, можно отправляться к вершинам Высокого Атласа. Путь будет красив.







Но с определённого момент начнутся убитые дороги, бедные деревеньки, дети, мешающие вам проехать, под любым предлогом желающие заполучить от вас деньжат. Помывка машины из лужи, образованной разливающейся прямо по дороге и, надо признать, довольно чистой водой таящего на склоне льда. Либо просто перегородит собой путь какой-то мальчик десяти лет, которому непонятно что надо. Зато вы уже будете ехать по горам, на которых лежит снег. Он тут давно лежит, поэтому окаменел :о) А жёлтые пятна, казавшиеся краской на камнях, окажутся лишайниками.





Пока дожидался света, полазил по горам. Днём солнце не давало ледяному ветру оказывать значимого действия, справлялся ветровкой. На закате и после захода солнца ветер усилился. Тут я пожалел, что привычка оставлять тёплые вещи в отеле не была подвергнута критике со стороны разума, осознававшего, что сейчас предстояла поездка в те самые горы, ради которых вообще бралась тёплая одежда. На моё счастье, не прошло и двадцати минут как ветер стих. Кончился запас или он изменил свой маршрут, но сейчас в выбранном мной месте для съёмок была тишина. И без того редкие машины решили гарантировать мне покой своим полнейшим отсутствием. Словно кто-то подстроил. Ведь, стоило мне тронуться в сторону отеля, как одна за другой начали ехать мне навстречу.

Пока я снимал, из своих жилищ, напоминающих смесь пещер с бараками, вышли двое. Молодой парень и «осовремененный старец». Последний был в чёрной кожаной куртке, тюрбане бирюзового цвета из какой-то простыни и непонятных тапках. Я со штативом стоял в нескольких метрах от машины. Старец уже давно не имел зубов. Тут я соглашусь, что «не такая» вода за 60 лет уж точно зубы сточит, если уменьшение их числа вызывает именно она. Узнал я это сразу после того как он со мной заговорил после приветствия рукопожатием. Но что бы он там ни хотел сказать, всё осталось тайной за семью печатями. Насколько мог вежливо я пытался после каждой его фразы ему это показать. После нескольких попыток мне снова протянули руку уже в знак намерения попрощаться. Тут я вздохнул с облегчением. Нет, они не представляли никакой угрозы, но давило ощущение неловкости за своё непонимание при проявленном интересе. Сделав желаемый кадр уже через полчасика, я отправился есть один из самых вкусных, как выяснилось по приезду, Таджинов за всё время моего пребывания в Марокко.

Заказал такой же на завтрак, но был не понят, поэтому на завтрак получил лепёшки с мёдом. Сначала огорчился, но отведав лепёшки, даже обрадовался, что не стал ждать приготовления Таджина. Теперь можно было отправляться в свою последнюю поездку. Только вышло некоторое отклонение. Намеренно исключив из своего списка Марракеш (не хотел туда из принципа, не видя в его посещении ничего, достойного внимания), мне пришлось его включить непосредственно этим утром, обнаружив повреждения на одном из сувениров ручной работы. В отличие от прочих сувениров, этот был в планах ещё до поездки, поэтому была поставлена задача найти замену. Так в маршруте возвращения в аэропорт появился Марракеш.

Оставив машину около входа в медину (исторический центр города, в данном случае огорожен стеной, имеющей через определённое расстояние ворота для въезда), закрыв все молнии на замки, спрятав телефон подальше, я вступил на «территорию зла». По всей видимости, самым большим злом являлся я сам, т.к. мало кто (сильно завышенная цифра) отваживался ко мне подходить, приставать, клянчить, помогать за деньги, пытаться вырывать вещи. Но замечу, что было сделано всё, чтобы не давать повода. Нашёл даже кое-какое заведение с Таджином. Правда, когда ждал его, то пожалел о потраченном времени: мухи, какие-то мусоросборщики заносили мусорные баки прямо перед столиками, мопеды, машины…

Уже с первых шагов было ясно, что тут безбашенность движения просто зашкаливает. Особенно на третьем видео, где самое узкое место из всех, дождитесь сигнала клаксона и увидите, с какой скоростью вылетит мопед. На первом мужик некорректно задал вопрос, я сначала трактовал его как «говорю ли на Английском». Потом второй вопрос, пусть и странно заданный, пояснил мне, что интересуется он откуда я. Когда им говоришь «Раша», мало кто понимает, что за страна такая (факт!), но стоит сказать «Руссиа» с ударением на У, то это слово может стать порождением ответа «О, Руссиа! Гуд пипл! Путин!» . В данном случае до Путина дело не дошло, но скорее в порядке исключения.







На дворе 2017-й, тысячи и тысячи беженцев прибывают в европейские страны, в новостях пишут "находясь в Греции и Турции, сохраняйте спокойствие", публичные праздники в наиспокойнейших европейских странах отменяют в связи с домогательствами со стороны приезжих, женщинам некогда самых цивилизованных и безопасных (!!) стран Европы выдают свистки как средство отпугивания на случай попыток изнасилования. На фоне этого многие с огромным желанием едут в Европу, а главное, Египет и Турцию, где на данный момент большой риск столкнуться с терроризмом, а при упоминании Марокко резко отнекиваются от поездки. Лично моё мнение касательно безопасности такое: Европа дотолерастилась до состояния, когда вы не получите защиту в лице блюстителей порядка, поджавших хвосты перед "вопросом мигрантов", и тому очень много подтверждений в сети, а тем временем власти Марокко достаточно рьяно следят за порядком в своей стране. Лично своими глазами ещё до начала этой эпопеи с беженцами я видел недостойное поведение малоимущих (и малоумеющих!) в том же Париже. И ни разу не увидел хоть сколько-нибудь заметного проявления агрессии в Марокко. Вот вам объективный взгляд. Пусть он и не охватывает всю статистику, ведь я не могу побывать во всех подворотнях страны. Но я был в такой подворотне в Марокко, в какой понятие "черта бедности" становится максимально наглядна, но при этом все переживания по поводу столкновения с местными были основаны лишь на собственных страхах, а не на реальных фактах, которые как раз неуклонно подтверждали безосновательность подобных фобий.

Между прочим, многие, узнав название моей родной страны, сразу произносили «хорошие люди». Наиболее частая вторая ассоциация – Путин. Честно, проверьте сами. Только здесь, в Марракеше, продавец добавил сюда водку и заявил, что любит её. Наверно, ожидал получить одобрительный взгляд поддержки, но водку из всех напитков я предпочёл бы только от отсутствия варианта получше, поэтому, поторговавшись за парочку сувениров, цены на которые здесь завышены относительно прочих туристических мест в раз 6, я пошёл искать свой товар дальше. И даже нашёл. Пришлось сбрасывать цену сильно. Именно здесь, в Марракеше, торговать не просто желательно, а необходимо. Хотя бы по причине нереально задранных цен. Даже неловко стало, когда вспомнил, за сколько в итоге купил аналогичные вещи в другом месте, где даже изначально просили в 6 раз меньше. Причина завышения проясняется быстро: туристов здесь просто море. Что их всех манит в Марракеш? Не знаю и не моё это дело. Я там побывал случайно, появилась необходимость. В самолёте со мной в Марокко прилетело много россиян, много улетало. Куда они все делись, если их не было в самых красивых местах?

Путь из Марракеша в аэропорт Касабланке был приятен и достаточно быстр. Ехал по платной дороге до конца. В сотню дирхам уложился на пунктах оплаты. Ровная дорога вдоль зелёных лугов. Замечу, что хоть обгоняют и подрезают здесь как хотят, но стараются не гонять. Особенно в городах едут с малой скоростью. А попробуй быстро поедь, если каждый едет импульсно в непредсказуемую сторону. Но даже на трассе с ограничением 120, если ехать 127, то обгоняющих найдётся по пальцам одной руки, остальных будете обгонять вы.

Машину в прокате приняли без всяких придирок, залоговую франшизу не стали блокировать. Всё было честно, похвально.

Местные деньги нельзя приобрести за пределами королевства и нельзя вывозить. На рубли надеяться не стал, ещё дома купил евро. Может, и есть какая-то разрешённая сумма на вывоз, но меня оно не интересовало. Осознав, что последний пункт обмена прямо перед пунктом досмотра, я отдал все дирхамы и получил взамен евро. На досмотре меня сразу же спросили сколько денег вывожу. Сказал, что нисколько. Поверили на слово.

Почему-то просили снять обувь даже мужчин, но к моему удивлению на обутого меня не обратили внимания. Вот уж что чуть не вывело из себя, так это внезапный шмон прямо у посадки в самолёт. Странная картина, стоит очередь у «ворот» (gate 9), всегда и везде на данном этапе только паспорт показывают и билет половинят. Передо мной только два парня с девицей. Все русские, молодые ребята. Современные, не то что я…. С наколками по локоть и кепками, бородой (хипстеры, что с них взять…). Внезапно подходят сотрудники и начинают шмонать их рюкзаки. Я уже было начал закипать. Мне было бы всё равно, но содержимое моего рюкзака упаковано особым образом, а шмон всё перевернёт, заново надо будет возиться. Как вдруг мне этот сотрудник сказал проходить дальше мимо них на посадку. Вот это было непонятно. Чем они ему показались подозрительными? Но лично у меня стало спокойно на душе. Аэропортовые маразмы и идиотизмы, заключающиеся в показушной бдительности, мнимой безопасности и безуспешном (по факту) поиске опасных бандитов, для меня были позади, можно было насладиться полётом и приятными воспоминаниями об увиденной красоте и приобретённом понимании мира. А картина освещённых лунным светом океана и облаков в иллюминаторе ещё дальше уносила меня от людской суеты.

FIN
ФотоальбомОбзоры и статьиФотоочерки

follow me VK Follow me 500px

2. Abay
С удовольствием прочитал ваши марокканские похождения.
Ответ: Благодарю за отзыв!

_________________________________________________________________________________________________________________
1. Константин
Взахлёб!!! Но в Марокко не хочу smile
Ответ: Спасибо! На Земле полно интересных мест и без Марокко wink

_________________________________________________________________________________________________________________


Добавить комментарий:
Заполните поля Имя, E-mail и код с картинки. Уважаемый Посетитель сайта, Ваш отзыв - единственный отклик о пользе моего ресурса в этом бренном мире. У меня нет ссылок на продавцов, нет ни одного рекламного баннера. Свобода от рекламы, продвижения чего-либо и гарантия незаинтересованности моего мнения - вот что Вы всегда получаете, листая странички сайта. И конечно само информационное наполнение. Чтобы Вы получили всё это, мне нужно вложить труд, время и деньги (блокирование рекламы хостера, содержание домена). Взамен Вы можете заполнить три поля, навязанные мне хостером, и оставить своё мнение об увиденном или прочитанном. Заранее благодарю!
-->


Copyright Prometej © 2008-2017


Яндекс.Метрика



Хостинг от uCoz