Photo gallery Articles Photo-essay

Аскетиционный фильтр
Очень часто после покупки своей первой зеркалки люди задают вопрос "какой фильтр посоветуете?". И здесь кроется как минимум два подвопроса: оптимальный по цене, чтобы не слишком переплачивать, и вид фильтра.

Начну с разновидностей. Все перечислять не буду, т.к. некоторые настолько не востребованы, что и в продаже их найти сложно, а другие просто сильно потеряли значимость в виду преимуществ цифровой фотографии в сравнении с плёночной. Но назвать такие раритетные виды можно в дань уважения к их подвигам в прошлом, в котором без них серьёзному фотографу было бы весьма непросто, а иногда некоторые из них были просто интересным способом украсить фотографию: контрастные, конверсионные, диффузионные, туманные, дифракционные, градиентный и даже ультрафиолетовый. Почти всё это теперь "фильтруется" при постобработке, а многое ещё на этапе конвертации. Ультрафиолетовый сегодня играет роль обычного защитного, поэтому иногда покупается для такой роли. Редко когда в цифровой фотографии он может что-то действительно заметное продемонстрировать. Градиентный в плёночные времена был для пейзажиста незаменим, но сегодня его грубая работа уже нашла себе замену в более тонком и естественном инструменте постобработки. А теперь переместимся из прошлого в настоящее.

1. Защитный фильтр. Один из самых покупаемых. Зеркальная камера для многих становится серьёзным ударом по бюджету. И, конечно же, первые мысли о том, как бы продлить срок её службы. Часто ли Вы собираетесь тыкать пальцами, облизывать и ронять объектив? Большинству людей удаётся ни разу не уронить. И это вполне обычное дело - НЕ ронять. Дело в том, что если у Вас на байонете что-то типа 18-55 или другое с пластмассовым байонетом и корпусом, то падение с большой вероятностью скажется первым делом на внутренностях или на самом байонете оптики. Т.е. серьёзное падение такого объектива весьма вероятно приведёт к выходу его из строя. Зачем, спрашивается, Вам ещё и фильтром рисковать? А отпечатки пальцев можно и стереть. Да хоть мягкой тканью. Не думаете же Вы, что только специальная микрофибра годится на эту роль?! Ведь в продаже она появилась сравнительно недавно, а оптика выпускается давно. Люди как-то жили до этого ;) Например, последний раз мне пришлось протирать один из своих объективов прошлой зимой (полтора года назад), а если бы не сильный мокрый снег с дождём, то и по сей день бедняжка "мучился" бы без протирки, что, собственно, и происходит с остальными.

При попадании в кадр источников яркого света (солнце, фары, фонари) можно от некоторых сочетаний оптики и фильтра такого зайца поймать, что захочется переснять, или придётся наяривать в фотошопе. Ни то, ни другое не обрадует большинство любителей "надёжности". В объективе и без того хватает стекла, чтобы в оптическую схему вносить непредусмотренный элемент. Есть риск ухудшить результат. Да, в основном разница заметна не будет. Но будете ли Вы готовы в тот внезапный момент увидеть, что картинка хуже, чтобы переснять?

Цена на некоторые фильтры сравнима с тем же 18-55. Зачем за один объектив платить дважды? Проще при поломке (что крайне маловероятно) новую линзу купить, а место на резьбе оставить под более нужные фильтры. При падении дорогого объектива передней линзой на камень вероятность не повредить линзу мала даже если фильтр защитный стоит. Ведь расстояние от него до линзы небольшое. Гораздо надёжнее использовать для этой цели бленду. Правда, таскаться с ней тоже не каждый захочет. Действительно необходима она бывает редко, место в рюкзаке занимает. При этом всегда можно прикрыть рукой от света :)

2. Поляризационный фильтр. Полезный фильтр. Два самых явных повода его купить - это желание более проработанного неба в солнечный день и (что более важно) периодическая необходимость убрать отражения с поверхности воды, витрины магазина или лобового стекла автомобиля. Дело в том, что сегодня, когда в руках фотографа конвертер для обработки RAW и фотошоп, уже не так актуально применение полярика именно для проработки неба, ведь это всегда можно сделать после. Правда, как правило крутануть фильтр проще - тут уж ничего не попишешь. Ну а необходимость устранять отражения с воды так вообще частой назвать никак нельзя.

Основная проблема поляризационного фильтра в том, что только под углом 90 градусов к солнцу в яркий солнечный день (когда свет не рассеянный) можно добиться желанного эффекта на небе с помощью полярика. Поэтому против солнца или по солнцу его использование бесполезно. Как и в пасмурный день и даже на закате, когда солнце уже на горизонта.

Ещё один недостаток некоторых фильтров - толстая оправа. Выбирайте с тонкой (помечается словом "wide", но если её нет, то 5мм уже можно считать тонкой), чтобы не было виньетирования по вине фильтра. Часто за тонкую оправу придётся чуть больше заплатить.

Снимая на широкий угол с поляриком (особенно если это фокусные меньше 18мм), легко заработать себе проблему в виде неравномерно затемнённого неба. Может, кому-то нравится такой "эффект", но в реальности частичная поляризация света на небе в кадре смотрится неестественно и странно. Те, кто снимает пейзаж на суперширокий угол, будут часто сталкиваться с таким явлением при попытках снимать с поляризатором.

Рабочее покрытие поляризационных фильтров требует особого отношения. Его нужно беречь. Прикрываться им как защитным - большая ошибка и приводит к порче. Смелое натирание, как бывает с объективом, не всякий фильтр простит. Покрытие у него хрупкое и со временем в любом случае разрушается. Так что не рассчитывайте передать его по наследству внукам :о)

Не забудем и про то, что поляризационный фильтр уменьшает световой поток на 2 стопа в среднем. А ведь эти 2 стопа далеко не всегда есть возможность просто так выкинуть. Особенно при съёмке с рук или при движущейся цели.

Одно из самых частых заблуждений, что поляриком можно пользоваться только на объективе, у которого не вращается передняя линза. На то оно и заблуждение, что от истины далеко. Чтобы сэкономить Ваше и наше время в дальнейшем пишу сразу порядок действий, который позволяет без проблем снимать даже с объективом 18-55 с его-то вращающейся передней линзой и не самым жёстким выдвигающимся хоботком:

а) нажимаем на кнопку спуска до половины (фокусировка по нужному месту)

б) удерживаем кнопку и кадрируем (чтобы захватить в кадр объект не абы как, а наилучшим образом)

в) всё ещё удерживаем кнопку и вращаем переднюю линзу фильтра в поисках наилучшего затемнения

г) дожимаем спуск.

Так сложно? Вряд ли. Вся разница с обычной съёмкой только в промежуточном вращении фильтра. А разница со съёмкой на более дорогое стекло (у которого передняя линза не вращается) только в том, что последнее позволяет сначала покрутить фильтр. А оно так важно? Не думаю.

В общем и целом, поляризационный фильтр бывает полезен. Но далеко не всем и уж точно не часто и тем более никакой необходимости в нём нет. Скажем, действительно нужным бывает устранить отражение на поверхности стекла, т.к. главный объект словно закрыт неконтрастной светлой пеленой. С другой стороны, во многих случаях можно сменить точку съёмки или просто перекрыть попадание света на такую поверхность. Желательно хорошо понимать место, время и способ применимости такого фильтра, чтобы не носить его просто так в сумке. Впрочем, если Вы снимаете всегда в полдень и под 90 градусов к солнцу, то полярик - Ваша отрада. А ещё его приятно навертеть при необходимости нейтрально-серого, ведь те 2 стопа, которые он съест, и есть функция последнего.

3. Нейтрально-серый фильтр. Бывают случаи, когда необходимо осуществить съёмку с более длинной выдержкой при прочих равных: если диафрагма навязана задачей широкая, ИСО уже на минимуме, а выдержка короче, чем хочется. Редко, но такое случается. Тогда можно со спокойной душой вынуть нейтрально-серый фильтр, эквивалентный паре-тройке стопов, и наслаждаться более длинной выдержкой. Но давайте будем честны перед собой: таких случаев, когда нам вот прям аж позарез нужно это здесь и сейчас - считанные единицы на всю практику у среднестатистического человека.

Теперь о ценах. Как и обычно, я буду апеллировать не к гипотетическим случаям сверки 1 к 1 в лаборатории, а к реальной жизни. Так вот в реальной жизни практически невозможно распознать (кроме крайних случаев, статистическая вероятность которых очень мала, если подходить к делу хоть сколько-нибудь серьёзно), стоял ли на объективе дорого или "обычный" (средний по цене) фильтр. Не надо бежать за самыми дешёвыми, чтобы не бежать потом за новым фильтром. Присмотритесь к рынку и ценам и приобретите, если уж так хочется, средний по цене и результат Вас не огорчит, если это давно зарекомендовавший себя брэнд (неизвестных производителей всё-таки лучше выбирать с осторожностью).

Вот мы и подошли к финальной части повествования. Так что же купить прежде всего? Да ничего. Снимайте прежде всего! Ваш собственный опыт покажет, какой именно фильтр Вам нужен, а какой никогда не понадобится. Прощупайте возможности Вашей камеры и Вашей смекалки, и тогда в большинстве случаев Вы даже и не задумаетесь над покупкой фильтра. А те единичные разы, когда, казалось бы, нужен фильтр, стоят ли того, чтобы с ними таскаться и возиться всё время?

После того, как я перестал ставить фильтр на объектив (по причинам, не связанным с самими фильтрами, но факт есть факт) снимать начал больше, а повода купить хоть один из них так и не нашёл. Не думаю, что каждый должен поступать аналогично. Но советую сначала изучить собственные потребности. Вдруг деньги на фильтр можно вложить лучше? Например, на многое умеющий объектив Canon 50/1.8 или даже советский светосильный фикс. Как вариант Калейнар 5н, который демонстрирует отличные портретные возможности. А, может быть, это будет монопод или штатив. Пусть и дешёвый, но всё-таки помощник. Либо радиоуправление для Вашей вспышки. Простенькое, но уже ощутимо расширяющее Ваши возможности. Названные девайсы куда сильнее и чаще будут помогать, чем любой фильтр на объективе. Мой опыт говорит об этом, а он может и не совпадать с Вашим.

Фильтруйте собственные потребности и удачных Вам снимков! :))
ФотоальбомОбзоры и статьиФотоочерки

follow me VK Follow me 500px

14. Вадим
Здравствуйте!
По поводу защитного фильтра. Я вот приобрел себе вместо фотосумки фоторюкзак (надоело впихивать невпихуемое :-) ), и теперь имею возможность при переноске камеры, не переставлять бленду в походное положение. Таким образом отпала необходимость не только в защитном фильтре, но и в крышке на объектив. Фильтр, правда не выбросил, и использую, когда есть реальная возможность получить трудноудаляемые загрязнения на переднюю линзу.
А поляриком пользуюсь довольно часто, для прозрачной воды, для неба, а также в случаях, когда много зелени - отлично удаляет голубые рефлексы неба с листьев, зелень выглядит приятнее :-)
Спасибо за статью! Хороших Вам кадров!
Ответ: Благодарю за отзыв и желание поделиться опытом! Со своей стороны также желаю удачных кадров!

_________________________________________________________________________________________________________________
13. Александр
В продолжение разговора о нейтрально-серых фильтрах...
Как считаете, стоит брать с переменной ёмкостью? Времени до отпуска осталось всего 6 дней, а в Томске очень скудный выбор фильтров. Посмотреть не удастся, поэтому выбор только из того, чему доверяю: Кенко и Маруми. У первого есть ND3-400 и ND8. У второго уж слишком много модификаций и разбираться нет времени и желания, хотя на оба объектива полярики именно Маруми. Что бы посоветовали, с учётом наличия поляриков на 50 и 20 мм? Переменный смущает тем, что он - переменный.  А ND8 тем, что всего 3 стопа. Для условий портретной и пейзажной съёмки на море в полдень в принципе нормально. А вот для "особых" условий думаю, что маловато будет.
Ответ: Я бы посоветовал не спешить с покупкой. Ничего страшного не случится, если в отпуске не будет полноценного серого фильтра. Переменный меня смущает больше не своей переменностью даже, а толстой оправой. Если кто-то считает её тонкой, то это его собственные выдумки.  Лучше пройтись по магазинам и примериться прямо на оптики, чтобы было видно, что да как. Либо обзорчики почитать и заказать то, что предпочтительнее. Спешка редко к чему-то хорошему ведёт.

_________________________________________________________________________________________________________________
12. Александр
Небольшое дополнение.
С поляриком уже на 20 мм заметен эффект частичной поляризации. Эдакая полоска в середине кадра или с любого края. Можно, конечно её замостить в художественном плане в одну из частей кадра.
Вот и думаю, а стоит ли брать нейтрально-серый перед предстоящим отпуском или также и пользоваться поляриком для уменьшения светового потока? Немного напрягает, единственное, излишняя "сочность". Но на ярком солнце - да, примерно 2 стопа
выигрываешь!
С защитными стёклами вижу 1 плюс: просто проще протирать. Или линзу объектива после пальцев, капель и т.д., или плоский фильтр. От повреждения защитный спас линзу моему другу фотографу в кругосветке, когда дети сломали. Но не думаю, что не будь фильтра, линза пострадала. Хотя, кто его знает?..
Ответ: Если он частично кроет, то я бы точно отказался от него. С другой стороны, полярик работает строго  при определённых условиях, а в других будет, действительно, только как серый. Вопрос только в том, нужен ли такой серый и для чего. У меня серый я бы скорее назвал чёрным, через него и увидеть-то ничего нельзя, стопов 8. Вот это эффект для условий, когда он требуется: когда ещё светло, а нужна выдержка длиннее.
Например, этот снимок был получен с таким фильтром:

Там ещё солнце ярко светит, а море хотелось сделать поспокойней для глаз и вообще статичность убрать. Два стопа там почти незримы были бы.

Про защитные я уже в статье сказал. За десять лет НЕ использования защитных фильтров я ничего так и не разбил. Тут нужно честный ответ себе дать: если из рук валится, то надо мягко подстилать, а если нет, то незачем таскать подстилку. Протирать мне тоже как-то удаётся без фильтров  biggrin

_________________________________________________________________________________________________________________
11. Игорь
Извините, не нашел статью "Свет на вынос". Хотелось бы почитать про вспышки в вашем изложении.
Ответ: Вот она.

_________________________________________________________________________________________________________________
10. Прохожий
Ну, тот конкретный полярик за 200р был взят исключительно для эксперимента, я естественно не утверждаю что нормальный поляризационный фильтр от именитой конторы будет мылить. Уточню ещё раз что мылит только мой полярик за 200р, ну и возможно некоторые другие в данном ценовом сегменте biggrin А с ронянием вообще и смех и грех) Руки настолько привыкли к "нормальным" формам и весу фотоаппарата, что свежекупленную подарочную мыльницу уронил на 2й день(  Она просто потерялась в ладонях)) При этом своих зеркалок ни одной ни разу не ронял. Парадокс.

Ответ:
Дык, 200 рублей не может стоить такой оптический прибор с полноценными возможностями. И да, за такие деньги можно ткнуть наугад и попасть в мыльный 

_________________________________________________________________________________________________________________
9. Прохожий
К слову о фильтрах. Не спорю что защитный фильтр вещь иногда нужная, но лишь иногда. В большинстве случаев он лишь способен дать лишний блик или чего хуже ухудшить оптические характеристики объектива. Недавно покупая новый объектив мне продавец настоятельно советовал к нему именно защитный фильтр. Пришлось доставать свой ef28-70 аж 87 г.в. ( к слову не самый старый экземпляр из имеющихся) чтобы продемонстрировать офигенную нужность этого самого фильтра.  Так же для эксперимента мною был приобретён поляризационный фильтр широкоизвестной в очень узких кругах китайской ноунейм фирмы pixco. Он даже даёт эффект)) Правда так мылит картинку что первая мысль была его выкинуть. Т.ч. не нужно питать иллюзий насчёт необходимости некоторых видов фильтров, зачастую крайняя "необходимость" их использования навязывается маркетологами.

Ответ:
Хороший полярик не мылит картинку вообще. У меня до сих пор где-то лежит Маруми полярик (цена на тот момент где-то тыщи полторы, а было это в далёком 2008-м). Очень недурственно в плане поляризации и вообще не мылит. Единственное, мог несколько уводить баланс белого в холодный, но это не проблема для того, кто потом редакторы пользует. Защитных у меня как не было так и нет. И, наверное, не будет, если я куда в экстремальные условия не подамся. Но это всё разговоры человека, который не ронял и не собирается ронять камеру :)) (но и тут замечу, что от падения защитный фильтр не панацея)

_________________________________________________________________________________________________________________
8. m40
Занятные у Вас статьи. Прочитал пару штук про объективы. Но на объектив пока денег нет. А тут вот озаботился приобретением фильтров. Как полагается, почитал немного в интернете, ну чтобы трата денег не была совсем бессмысленной, определился. Уже заказал из Китая комплект градиентных 24 штуки со всеми приблудами. И только после этого прочитал данную статью. Может действительно не очень они мне понадобятся. Думаю, в начале интересно будет побаловаться, цена то невелика. А отзывы  по качеству граждане из разных стран оставляли хорошие. Вообще хотел туманный фильтр, вот интересно стало  какой эфефкт он даст, но не нашел такой. Прочитаю и остальные Ваши статьи, может ещё проконсультируюсь перед покупкой объектива.

Ответ:
Благодарю за отзыв!

_________________________________________________________________________________________________________________
7. Александр
Спасибо вам за статью! Но если позволите, задам вопрос. Как сделать нормально экспонированным небо и землю без поляризатора при съемке пейзажа? Ведь если я правильно понимаю, обычно или небо получается пересвеченным, или земля слишком темной. Можно ли вытянуть снимок не покупая дорогой поляризатор? (А дешевый покупать ет смысла). Спасибо.

Ответ:
Спасибо за отзыв!
1. поляризационный фильтр не помогает от той проблемы, которую Вы подняли (см. инструкцию к полярикам)
2. проблема возникает не всегда, а лишь при съёмке против солнца или уже в тёмное время суток.
3. проблема по-настоящему качественно лечится лишь методом, который кратко можно назвать HDR.

_________________________________________________________________________________________________________________
6. Марина
Здравствуйте, прочитав статью поняла, что вполне могу без фильтра. Но.. зищить же хочется, всё-таки пыль, вода. Но это ..дополнительное стекло, и боюсь , что оно может повлиять на результат. Нужна wide оправа, Вы писали, если её нет, то 5мм уже можно считать тонкой. Я не понимаю что такое 5мм. Планирую брать для Canon 15-85, а к нему встречала цифры только 72mm.
+ еще слышала, что поляризационный фильтр помогает сохранить матрицу. Насколько это так?
Ответ: 5 мм - толщина оправы. 72мм - диаметр. Вам следует почитать о поляризационных фильтрах больше.

_________________________________________________________________________________________________________________
5. life-trip.ru
Хорошая статья! Я с дуру как то купил на 18-55 защитный фильтр и так он у меня и провалялся в сумке целый год smile А вот полярик был нужен несколько раз в горах, когда было яркое солнце - небо получалось отличным, хотя понимаю, что это можно все в лайтруме подправить уже и потом. Но время сэкономил свое smile

Вопрос. На 24-105 защитный покупать или нет? smile Ну то есть, как я понял, стекло очень сложно поцарапать, а протирать все равно что, что линзу, что фильтр, верно?
Ответ: Благодарен за отзыв!

Стекло поцарапать сложно в одних случаях и легко в других. Металл всё равно оставит следы. В лесу веточками можно вообще никак не суметь навредить, а вот железный наконечник зонтика при мне с лёгкостью нанёс царапину на стекло. Скажем, лучше фильтр иметь, чем не иметь, если уж совсем в идеале. Можно не надевать в обычных случаях, а использовать только в потенциально опасных (сильный ветер, дождь, снегопад и прочее). Чем дороже объектив, тем фильтр становится более оправдан. И тем он должен быть сам по себе дороже. Я пришёл в итоге к такому выводу.

_________________________________________________________________________________________________________________
4. Chacha_D
хорошая статья ) Лично мне, когда я купил свою первую камеру, отсутствие защитного фильтра пошло только на пользу... Тогда опасность мерещилась везде, всё "угрожало" моему "бесценному" 18-55 biggrin Я боялся каждой пылинки)) Ну, зато, научился бережно относиться к линзе ( даже кажется где то на подсознательном уровне это записалось) Страхи ушли, а вот аккуратность я думаю осталась.

зы.Страхов больше нет, но вот на 24-105 пусть защитный будет... и бленда на нём всегда, а когда фот в сумке или рюкзаке, то бленда накручена в перевёрнутом состоянии (что бы место не занимать)
Ответ: Благодарю за отзыв!

У меня та же песня с бережливостью и без фильтра smile

_________________________________________________________________________________________________________________
3. Андрей
Благодарю за статью.
Я еще до прочтения заказал себе недорогой серый фильтр на 4 стопа, сейчас жду когда приедет. А руководствовался следующим.
Очень часто снимаю портреты на ярком солнце, и меня не устраивают очень резкие тени от яркого солнца, сейчас обзавелся вспышкой и дело вроде немного наладилось, но появилась новая проблема. Недорогие вспышки не поддерживают выдержку менее 1/200, отчего выставить более открытую диафрагму для качественного размытия фона не получается. Попробую что получиться, быть может мой выбор оказался верным.
Ответ: Всё правильно. Если на ярком солнце и хочется открыть диафрагму, то фильтр может помочь. Правда, 4 стопа - это только на ОЧЕНЬ ярком солнце smile Есть ещё вариант: купить синхронизатор, способный дать выдержку короче, чем выдержка синхронизации. За одно этим можно и удобство приобрести. Подробности в статье "Свет на вынос".

Спасибо за отзыв!

_________________________________________________________________________________________________________________
2. Александр
ОГРОМНОЕ Вам СПАСИБО!!!
Ответ: Всегда рад помочь smile

_________________________________________________________________________________________________________________
1. Сергей
Спасибо за Ваш опыт!
biggrin
Ответ: А Вам за отзыв smile

_________________________________________________________________________________________________________________


Добавить комментарий:
Заполните поля Имя, E-mail и код с картинки. Уважаемый Посетитель сайта, Ваш отзыв - единственный отклик о пользе моего ресурса в этом бренном мире. У меня нет ссылок на продавцов, нет ни одного рекламного баннера. Свобода от рекламы, продвижения чего-либо и гарантия незаинтересованности моего мнения - вот что Вы всегда получаете, листая странички сайта. И конечно само информационное наполнение. Чтобы Вы получили всё это, мне нужно вложить труд, время и деньги (блокирование рекламы хостера, содержание домена). Взамен Вы можете заполнить три поля, навязанные мне хостером, и оставить своё мнение об увиденном или прочитанном. Заранее благодарю!
-->


Copyright  Prometej © 2008-2017


Яндекс.Метрика




Хостинг от uCoz