Photo gallery Articles Photo-essay

Проверка автофокуса камеры [смотреть только в случае замеченной проблемы!!!]


Если (и только тогда!!!!!!) у Вас появилась явная проблема с попаданием автофокуса камеры в цель или иная проблема, связанная с работой автофокуса, то лишь тогда имеет смысл читать данную статью. При появлении явных промахов автофокуса делаем следующее.

1. Кликаем картинку      

2. Когда она откроется в браузере в отдельной вкладке, то раскрываем окно на весь экран или хотя бы в размер картинки (2500 пикселей по горизонтали).

3. Ставим камеру на штатив так, чтобы оптическая ось была перпендикулярна плоскости экрана (предполагается, что экран плоский, а если он глянцевый, то обеспечьте отсутствие бликов на нём от источников света) и смотрела прямиком в центр мишени, выставляем светосильное значение диафрагмы (практически никакого смысла нет зажимать отверстие, т.к. подобное действие лишь упрощает задачу попадания в ГРИП, что можно запомнить как средство борьбы с проблемой при невозможности устранения её причины прямо на месте съёмок).

4. Захватываем в кадр монитор так, чтоб большая часть кадра занимала картинка, выставленная по центру кадра (для проверки центральной точки системы автофокуса) и, соответственно, смещаем мишень до следующей точки системы автофокуса, если таковые вообще в камере имеются и если (!!!) Вы вообще пользуетесь точками, отличными от центральной (мне, например, нужна и по сей день только центральная и проверять другие было бы пустой тратой времени). Стреляем. После завершения процедуры отдаляем штатив на метр-два дальше и стреляем уже отсюда, добавив и другие объекты в кадр (они сами добавятся, когда отдалимся). Потом можно отойти ещё метра на два и стрельнуть. На таких расстояниях уже по большому счёту речь не о перпендикулярной мишени, а потому с тем же успехом можно тренироваться на стенах домов :) Дальше уже дело стремится к положению линз "бесконечность". Обычно с попаданием в бесконечность проблем у оптики нет, но если есть сомнения, то можно с окна или балкона выбирать себе объекты на свой вкус, но желательно контрастные.

Точки фокусировки выглядят так (на примере не самых дорогих моделей Кэнон и Никон):



5. Фокусируемся нужной точкой с нужного расстояния, стреляем и....

6. Если фотоаппарат попадает, то сворачиваем тесты и идём спокойно и уверенно фотографировать дальше, ища подобного рода промахи в собственных руках.

Бывает, что и объектив не всегда точен сам по себе. Один из самых ярких примеров - это Кэнон 50/1.8 II. В тестах он может показать вполне неплохие результаты, а в бою выдаёт не всегда то, что хочется. Но это скорее уникальный случай, т.к. подобных пластиковых светосильных объективов ещё поискать. Он всё равно остаётся чуть ли не лидером по соотношению цена/качество именно из-за цены при его качестве. Для любителя - прекрасный вариант сэкономить. Всё это пишу лишь к тому, что даже им, несмотря на его известные минусы, люди снимают успешно, а что говорить о других объективах. И если у Вас проблемы с оптикой, то дело может быть далеко не в ней самой, несмотря даже на её известные минусы. Доказано опытом многих фотографов и моим в том числе (всё же периодически я пользовался этим полтинником).


Есть несколько моментов, на которые нужно обратить внимание. Самый важный из них такой: не начинайте тестировать, если у Вас нет подозрительно стабильных промахов автофокуса.

I. Старайтесь проводить тест в адекватных условиях, когда яркость монитора не в десятки раз превосходит общую яркость освещения комнаты. В случае чего, воспользуйтесь уменьшением яркости монитора или открытием занавесок. Это ни в коем случае не означает, что нужно выравнивать светимость монитора под освещение стены за ним !!!! Просто следите, чтобы в залитой светом комнате монитор не был совсем уж тёмным ввиду малой его яркости и попадания солнечных лучей на экран, а также не лучшим выбором было бы в полнейшей темноте по яркому пятну светящегося экрана стрелять.

II. У младших моделей фотокамер как правило точность фокусировки не может быть выше, чем "попадание в ГРИП", а значит неправильно пытаться каким-нибудь образом заставить фокусироваться аппарат так, чтобы объект располагался строго по центру зоны резкости (касается стрельбы по мишени под 45 градусов, когда люди начинают комплексовать по поводу некоторого смещения зоны фокусировки от одного края ГРИП к другой). Скажем, у самых продвинутых фотоаппаратов Canon, точность задана как "попадание в 1/3 ГРИП", что существенно точнее. И тем не менее в любительской практике Вам вряд ли понадобится именно такая точность, потому что как правило любой фотоаппарат справляется с поставленными задачами вполне адекватно. При том, что нет ничего совершенного, оно и не требуется на деле.

III. Помните, что тесты тестами, а в реальных условиях чем светлее, тем лучше работа автоматики. Стало быть с приходом темноты любая техника начинает работать менее уверенно. Тут уже вступает в силу не только точность, но и скорость, и так называемая "цепкость": может, именно из-за последних двух у Вас на фотографиях фокуса нет в нужных местах. Ни от одного аппарата Вы не добьётесь стабильной и быстрой работы в темноте, что бы Вы там ни вычитали в форумах. Поиск наилучшего приведёт либо большим растратам и достижения мизерной прибавки к желаемому, либо и вовсе к растратам безрезультатным. Умерьте ожидания и техника Вас не разочарует.

IV. Если Вы полагаете, что техника сама может всё делать, то Вы на неверном пути. Несмотря на указанный выше факт более точной фокусировки единичек от Кэнон, не следует думать, что, купив её, Вы уже ничего больше выжать не сможете из ситуации. Смею Вас уверить, что опытный фотограф может (подчёркиваю, что он может, а не обязан, но результат будет всё же колебаться с некоторым учётом использованного инструментария обоих пользователей техники) получить кадр с фокусировкой в нужном месте на младшей тушке быстрее, чем неопытный пользователь Canon 1D. Дело в том, что у всякого механизма есть особенности, знания которых помогают избежать проблем там, где можно застрять на месте, не обладая подобными знаниями.

Давайте посмотрим, что можно выжать из ситуации, не покупая новый фотоаппарат. Учитывая, что это будет непременно более дорогая модель, чем прежний Ваш, то даже с помощью дополнительных приспособлений можно потратить меньше, а получить больше.

Всем известно, что фокусироваться нужно на контрастных объектах. По крайней мере это написано в инструкции, да плюс ещё кое-что про ограничения условий применимости автофокуса. Но многие упорно продолжают давить на кнопку, направляя оптическую ось туда, где о контрасте и речи не идёт. А потом жалуются на плохую работу автофокуса. Грамотный пользователь не будет жаловаться понапрасну. Он первым делом отыщет способ фокусироваться даже в казалось бы безнадёжных случаях. Разумеется, есть предел всему, но мы можем расширить границы дозволенного до пределов возможностей аппарата, а не как у многих, когда эти границы задаются неумением пользователя.

Попробуйте пользоваться центральной точкой. Даже если это ф/1.4, то всё равно можно поймать нужный объект в ГРИП при помощи отдаления/приближения камеры при перекадрировании. Да, если Вам непременно нужна сверхскорость получения кадра и у Вас имеется лишняя монета на 1д, то почему бы сразу не пойти за ним. Но многие при этом выбирают вместо него полный кадр. Из-за шумов, из-за ГРИП. И что тогда делать им? Только использовать все возможные средства. Одно из них названо, другие ниже (наверное, не все).

Умейте отыскивать контрастные объекты, находящиеся на аналогичном расстоянии от Вас, как и Ваш главный объект съёмок. Если в кадре нужен один, а рядом с ним человек с блестящей брошью или белой рубашкой под тёмным пиджаком, то вот Вам и средство к быстрой фокусировке. И т.д., и т.п.

Фиксация экспозиции и перефокусировка - очень даже хороший инструмент. Помогает, когда ему находится место применения (см. инструкцию к камере).

Пользуйтесь подсветкой автофокуса. Самый надёжный и эффектный способ - это использование инфракрасного луча, имеющегося у внешней вспышки или, например, у устройств типа Canon ST-E2. Вообще говоря, используя ИК луч поддержки автофокуса, можно сфокусироваться хоть на серой стене с нулевым контрастом в полнейшем мраке. Проверял лично. У внешней вспышки можно поставить запрет на пых и использовать только луч. Способ изумительный.

Если объект далеко, то убедитесь, не находится ли блок линз в положении "бесконечность". Если да, то можно вообще выключить автофокусировку и снимать на бесконечности. Очень часто это самый быстрый и простой способ. Конечно же, для определённого рода сюжетов. Заметьте, хоть речь идёт о прекращении использования автофокуса, мы всё же не перешли к процессу ручного фокусирования, а лишь единожды выполнили действие, что важно в рамках нашей задачи.

Светосильная оптика. Чем светлее стекло, тем проще фокусу обнаружить себя в нужном для фотографа месте. Ведь камера фокусируется на светосильном значении диафрагмы в любом случае. Есть вполне бюджетные решения. Так или иначе дешевле кэноновских единичек ;)

Обращаю внимание читателя на умышленно не приведённый способ фокусировки при помощи поддержки встроенной вспышки. Сам факт использования встроенной вспышки говорит о согласии с заведомо убогим (всегда есть исключения, но они лишь доказывают правило) результатом на выходе, а Вы вряд ли хотели прийти к подобному исходу, прочитав так много о простых вещах :)
ФотоальбомОбзоры и статьиФотоочерки

follow me VK Follow me 500px

4. Игорь
Честно говоря, я так и не понял удобства использования автоматики при выборе точек фокусировки.
А именно, когда точка фокусировки выбирается сама автоматически.
Прицелился, пик-пик выбрано три точки. Пик-пик выбрано опять три точки, но уже другие. Пик-пик две точки. и т.д.
И как понять где будет фокус? И как оно на самом деле будет резко и где?
В итоге установил центральную и по ней всегда целюсь. Иногда, очень редко пользуюсь ценральной верхней, когда надо сделать фотографию толпы, которая стоит в шеренгу. В этом случае центральной верхней точкой прицелился по глазам и перекадрировать не надо. Все в кадре и фокус там, где надо.
Ответ: Вы правильно сделали, забив на автовыбор. Аналогично и я  ещё с моей первой зеркалкой поступил, поглядев на  всю эту путаницу с разными вариациями точек. И с тех пор горя не знаю. Пока в сети часть страдателей плакали по "плохому" автофокусу (таких и сейчас полно), я им в то самое время уверенно и успешно пользовался.

_________________________________________________________________________________________________________________
3. Konstantin
читал читал статью, приготовился уже использовать что то новое, как нет! полтиник 1,8 без утешителен оказался) как с ним быть, мажет, а иногда и дымку дает?
Ответ: С ним особо не поторгуешься smile Но поправкой автофокуса в камере можно улучшить немножко ситуацию. А можно вообще снимать в лайф вью с увеличением - вот тогда попрёть :))

_________________________________________________________________________________________________________________
2. Андрей BY
Спасибо очень, очень спасибо за статью!!!!!
Ответ: Всегда пожалуйста smile

_________________________________________________________________________________________________________________
1. chplashin
Огромное спасибо, за очередную хорошую статью!
Лично для меня в данный момент она очень актуальна)))
Купил EF 50 f/1.4 USM на замену своему часто мажущему EF 50 f/1.8 II и получил результат диаметрально противоположный ожидаемому (((
Сейчас пытаюсь разобраться, то ли экземплярчик такой, то ли естественная кривизна рук даёт о себе знать ...
Ответ: Благодарю за отзыв!
Как владелец 50/1.4 замечу, что, увы, он тоже бывает неточен. Но мне помогла поправка АФ в камере.  Не скажу, что полностью закрыл вопрос промахов, но их появление вижу гораздо реже.

_________________________________________________________________________________________________________________


Добавить комментарий:
Заполните поля Имя, E-mail и код с картинки. Уважаемый Посетитель сайта, Ваш отзыв - единственный отклик о пользе моего ресурса в этом бренном мире. У меня нет ссылок на продавцов, нет ни одного рекламного баннера. Свобода от рекламы, продвижения чего-либо и гарантия незаинтересованности моего мнения - вот что Вы всегда получаете, листая странички сайта. И конечно само информационное наполнение. Чтобы Вы получили всё это, мне нужно вложить труд, время и деньги (блокирование рекламы хостера, содержание домена). Взамен Вы можете заполнить три поля, навязанные мне хостером, и оставить своё мнение об увиденном или прочитанном. Заранее благодарю!
-->


Copyright  Prometej © 2008-2017


Яндекс.Метрика




Хостинг от uCoz