Photo gallery Articles Photo-essay
Слепой тест [обновлено]
Для многих не станет открытием такая особенность человека как предвзятость. Каждый из нас сталкивается с ней ежедневно, даже если не подозревает об этом. И чаще всего это нам ничем плохим не грозит, поэтому мы продолжаем неосознанно поступать предвзято, потому что нашему сознанию комфортнее пребывать в зоне решённых вопросов, тогда как нерешённые мы либо стараемся игнорировать, либо они вносят некий дисбаланс. Особенно такие, которые решить можно, но требуется изучение вопроса. Гораздо проще с нерешаемыми, такими как "что представляла собой вселенная до большого взрыва и до сингулярности". Их мы просто выбрасываем из головы. Что до решаемых, то здесь и сидит главная подоплёка поднимаемого вопроса: мы решаем вопрос с учётом своих пристрастий и стереотипов, не всегда осознавая ошибочность решения.

Поводом к написанию сегодняшней памятки стал мой недавний поход в магазин за звуком. Но методика, описанная на его примере, очень похожа на ту, которой я пользуюсь для выкидывания денег на ветер для оценки необходимости той или иной траты денег на новый объектив или прочие виды игрушек "для взрослых". Выбирая очередную желанную вещь, мы сталкиваемся с разнообразием цен на схожие с виду товары. Взять те же наушники. Я никогда не понимал, как можно платить деньги за ужас под названием Beats. За все модели не скажу, но полноразмерных послушал несколько видов, и каждый раз снимал их с радостью, ибо такой гадости мне на голове не надо даже за мало денег, но они ведь стоят больше многих достойных вариантов других брэндов! Куда печальнее другое: часто вижу в них людей. А раз их покупают, значит (очевидно, это значит, что у многих попросту нет слуха или представления о хорошем звуке, но сейчас не об этом) человек просто поверил, что фуфлом за такие деньги они быть не могут. А, ну и конечно же они обладают свойством, которое в цене у тех, про кого мы говорим «тазы валят»: баса у них столько, что остальной музыки за ним не слышно.

И вот этот момент - ключевой. Момент, когда нам кажется, что некая конкретная штуковина действительно лучше, раз она стоит гораздо больше денег, но при этом мы не видим явных признаков превосходства. А даже если "видим", то не является ли это "видение" следствием нашей информированности о цене или именитом брэнде? Осталось только проверить, нам это просто кажется, или оно так и есть. Вот для чего я предпочитаю слепой тест: чтобы дать себе честный ответ, а не убедить себя, что мне просто хочется купить более дорогую вещь, внушив, что дорогое просто обязано быть лучше, раз за него столько просят.

Задумал я изменить своим бессменным мультимедийным колонкам невозможно бюджетного (по меркам истинного аудиофила, отдающего только за одни провода в несколько раз больше, чем стоил весь мой звук) уровня, перейдя на нечто более серьёзное. К измене потенциально был готов давно, но всё то, что слышал в магазинах ранее, не производило впечатления оправданности траты денег из-за сходства звука с имеющимся дома. И вот новая волна желания проверить свой слух и, если повезёт, избавиться от давящей карман макулатуры.

Давно уже усвоив урок, что без прослушивания (без оценки работы камеры по снимкам в реальных условиях, а не тестовых!) ничего брать нельзя, я выбрал магазин, где есть специально оборудованная изолированная комната и достаточно вариантов для сравнения. И вариантов этих мы с сотрудником магазина перепробовали достаточно. В итоге осталось два варианта. Кстати, одного брэнда, но заметно разные по цене: одни стоили почти в 3 раза дороже других. И вот стоят передо мной две модели колонок. Я уже знаю цену, уже сформировал на основе их прослушивания представление о характере звучания каждой. Причём, несмотря на имеющиеся отличия в звуке, они не были существенными для меня, потому что речь не о превосходстве одного над другим, а о разном характере звука, что означает только одно: мне надо выбрать более подходящий характер под мои задачи, под мою личную фонотеку. Но, честное слово, визуально (эстетически необычный на сегодняшний день винтажный дизайн) и благодаря известной цене, я склонялся к более дорогим. Заметьте, склонялся к эстетике и цене, а ведь не упоминался звук – то, за чем я пришёл в магазин! И хотя звук у них отличался непринципиально, лишь некими нюансами, было бы правильнее определиться именно с моими предпочтениями в сторону более подходящих для моей любимой музыки нюансами.

И тут я предложил сотруднику магазина провести слепой тест. Вышел из комнаты. Мне не было известно, какие колонки он подключил. Войдя, смотрел только в пол, прикрывая руками периферийное зрение в направлении колонок. Сел на стул, и с закрытыми глазами стал слушать. Слушать, просить его переключиться на другую пару, потом назад и так много раз. При таком подходе никакая информация не могла стать поводом для меня дать предвзятую оценку звучания, как это было ещё пятнадцать минут назад, когда я видел, что слушаю. К моему собственному сожалению, мне пришлось признать: отличия в звучании сводятся к едва уловимым, с ценой на колонки они не связаны, а немного разный характер звучания стал ещё менее разным, чем мне казалось до этого. Точнее, он никак не влиял на звуковую картину, причём абсолютно ни в какой мере, тогда как ранее мне казалось, что разница заметна и могла быть важной. Осознав, что с практической точки зрения мне будут полезнее несколько более яркая середина (для классической музыки) и более плотные, собранные низы, я выбрал свой звук. Но признаю честно сам для себя: подозрение, что разница в цене пошла на «более взрослое и благородное» звучание утешает меня и сейчас, хотя во время слепого прослушивания таких понятий не возникало, ибо они – иллюзия, навязанная предрассудками, убеждениями, клише. Уши не слышат ни взрослости, ни благородства. Уши слышат только звук.

Но главный курьёз меня ещё только поджидал. Будучи с закрытыми глазами, я осознал неспособность совершить покупку вслепую. Анализируя причину происходящего прямо на месте, ответ пришёл достаточно быстро: несмотря на мои попытки бороться с контрпродуктивными понятиями а-ля «взрослое звучание», желание обладать «лучшим из возможного» во многих случаях способно побороть любой здравый смысл, склонить любые факты в «возжелаемую» сторону. Этот неизвестный страх обрёл форму: «уехать домой, выбрав вслепую более бюджетное решение и корить себя потом за то, что пожадничал, не заставил приобрести самое дорогое из возможного». Страх купить наугад дешёвое, когда есть возможность приобрести дорогое!

Понимая неизбежность выбора (оба варианта мне нравились, и уехать домой я точно решил с новыми колонками), мне пришлось открыть глаза и, осознавая плюсы и минусы реального (которое слышат уши) звучания обоих вариантов, делать выбор всё равно и с учётом стоимости, потому как альтернатива выглядела вполне реалистично. В одном случае экономия средств при звучании, отличить которое можно только при быстром переключении, но всё равно не получив явного превосходства или проигрыша, а лишь чуть иное звучание в некоторых музыкальных композициях. В другом случае ублажать себя мыслью о том, что звучание просто обязано быть более взрослым за втрое больший бюджет. Современному человеку привили чувство пафоса, вызывающего моральные затруднения при попытке купить некоторые вещи, если они дешевле, чем он рассчитывал изначально, чем должны, по его недавнему мнению, стоить при таком качестве. А ничто человеческое мне не чуждо.

А сейчас я скажу то, что сделает меня в глазах "аудиофила высшего порядка" полным невежей. Чтобы долго не расписывать, создам список самых лютых мифов в истории звуковоспроизведения.

1. mp3 для лохов, настоящий звук - только несжатый хай рез
2. только прямой звук без всяких преобразований (wasapi/asio - наше всио)
3. только "специальные аудиофильские" провода
4. только вибрационные шипы! Более "научно" называемые "Акустическая развязка".

Теперь немножко аргументов для отрезвления.

1. на каких бы источниках я ни слушал, если запись (в конкретном файле) сама по себе хорошая, то почувствовать разницу вы в большинстве случаев не сможете. При условии, что исходник файлов мп3 и хайреза будет один и тот же. Лучше всего проверять на собственноручно сделанном мп3 из хайреза. И слушать, разумеется, вслепую, чтобы себя не убеждать. Далее, если вы пороетесь в сети, то сможете найти тестовые звукозаписи с разной частотой. И большинство из вас дальше 17кГц не услышит. Детей не берём, т.к. известно, что падение слышимой частоты происходит с возрастом у всех. А мп3 доходят аж до 20кГц, что откровенно с избытком. Повторяю, проверьте сами, чтобы убедиться в масштабах мифологии!!!!! Исключение может составлять, как вариант, встречающийся чаще, симфоническая музыка. Там хайрез услышать более вероятно. Но для этого нужна действительно хорошая аудио система. Я занимался проверкой своих ушей ещё с убогих колонок Свен 5.1, а теперь завершил эти идиотские тесты, когда на хороших колонках мой плейлист ставит мне очередную песню, я изумляюсь офигительности звучания, иду смотреть техданные и вижу в нижней строке foobar2000 надпись "mp3 128kbps". 128!!!!! А придраться просто не к чему! Так что качество исходника и есть то, что даёт слышимый результат, а не сжатие. Если его степень подобрана с умом. Как с руками в фотоделе, не так ли?

Кстати, про руки. В аудио мы чаще всего потребители. Т.е. почти никто из нас не записывает музыку, в основном только слушаем. Так вот раньше я многие песни/композиции не мог найти в нормальном качестве, винил свои колонки. После покупки действительно стоящего звука, а также после прослушивания музыки на очень крутых наушниках ценой 40-60 т.р., я осознал, насколько много в мире плохо записанной музыки уже изначально, в студии звукозаписи. Как ни искал я супер хайрез, всё не нравился мне звук у многих исполнителей, притом, что сами песни восхищали. Винил колонки, но теперь понял, что изначально хорошо записанный в файле звук - решает. Как в фотографии изначально присутствующий или отсутствующий сюжет/свет. Нет сюжета - нет снимка. Нет хорошо проделанной работы в студии - нет хорошего качества звука.

Поэтому, когда у меня и сегодня играет 128 kbps Тины Тёрнер или Queen, я не бегу срочно менять его хотя бы на 320 кбпс. Хотите верьте, хотите нет, звук настолько хорош в этих пережатых мп3-шках в случае конкретно названных исполнителей в конкретных их песнях (далеко не всех!), что так и держу эти файлы, наслаждаюсь ими. Но вы можете всё ещё веровать в силу хайреза. Это не значит, что теперь надо бежать за 128кбпс файлами. Я лишь сказал, что решающую роль в звуке играет изначально студия и колонки (наушники), а не форматы файлов. Запомните мои слова про студии, чтобы однажды, найдя свой звук мечты, столкнуться с печальнейшим в вашей жизни фактом: некоторые ваши любимые исполнители не заиграют в вашей акустике так же ярко, как заиграли другие, независимо от битрейта и разрешения файла.

2. вдоволь наигравшись с wasapi/asio, я пришёл к "обычному" режиму foobar2000, и теперь могу слушать с ТЕМ ЖЕ качеством музыку, ставить на паузу (а не останавливать!) и переходить к видосикам на ютуб или ещё какой-нибудь источник. Ладно бы стояла задача другим чушь втирать, но себя-то зачем мучить ради несуществующего превосходства...

3. достаточно ясно демонстрирует разницу в проводах товарищ stalker29218 на Ютубе. Тот самый случай, когда нельзя услышать то, чего нет. Ну допустим, есть откровенно плохо пригодные провода для аудио. Например, алюминиевые из розеток 60-х годов. Или слабенькие медные, если у вас оооочень мощная система. В остальных случаях можете Веровать хоть во второе пришествие людей-крабов с планеты Зингвилор, но если вам завязать глаза, то из вас тут же сделается атеист 80-го левела. И да, я в курсе, что атеизм - это тоже вера. Мне было проще, у меня не было второго набора проводов, чтобы сравнивать новый и старый звук, поэтому я уехал из магазина с новыми проводами, и сильно жмотиться не стал, выбрал просто вменяемые, хорошего сечения и разделения изоляцией. Просто потому, что у меня были лишние 5 тыщ на провода и мне было влом ехать искать "обычные", мне хотелось приехать домой и заняться сравнением ЗВУКА, а не поисками дешевизны. Поступил как лошара, но мне так было банально удобно. На этих "не слишком лоховских" проводах мои старые колонки играли абсолютно так же убого...

4. в отличие от проводов, шипы и вибрация - это предмет гораздо более простой для опровержения мифа о необходимости шипов. Если вы из школьного курса не вынесли, что ножки с меньшей площадью соприкосновения (конусы, которые по какой-то нелепой причине называют "акустической развязкой") с полом будет сильнее давить на пол, чем днище колонки, то подумайте, в чём суть "фокуса" хождения по гвоздям или, что ближе к нашей теме, использование резиновых виброопор для развязки двигателя двс с корпусом вашего авто. И если всё в голове сложится удачно, то вы непременно придёте к верному выводу: шипы не только не нужны, но даже и вредны, если вы хотите добиться той самой "акустической развязки". Наберите в ютубе "Просвист фигуляции", и получите бесплатную консультацию от канала "ensemb", где вам наглядно продемонстрируют "развязывающую" способность шипов в акустике.

С фототехникой может сложиться похожая ситуация. Я уже упоминал неоднократно в своих статьях, что выбирать среди аналогов оптики или новую камеру нужно по снимкам из реальных полевых условий, а не по тестовым мирам и графикам, потому что вы сами на выходе будете получать не графики с мирами, а картинки. Слишком часто в интернетах пишут всякую ахинею типа «купил эльку – перестал обрабатывать снимки, т.к. цвета и без того отличные», либо «купил камеру Х, т.к. у неё лучший цвет для съёмки людей». Форумные «мыслители» даже рейтинги составляют, где одна лучше для пейзажа, другая для людей, третья ещё Бог знает для чего.

Так вот если вы на пороге решения о приобретении, то выбрать из двух вариантов или даже вообще отказаться от покупки можно гораздо проще, чем вам казалось до этого: проведите самому себе слепой тест. Пусть ваш знакомый надёргает неизвестных для вас картинок определённого содержания и покажет вам. Правда, есть в таком подходе явный минус: высока вероятность, что вы останетесь без новой игрушки, либо она окажется «не элькой», а ведь вы так возжелали именно эльку, будучи уверенным в её превосходстве по цвету… (тут речь не о том, что элька окажется хуже, а о том, что при равном качестве конечного результата элька часто дороже).

Кстати, сейчас с каждым днём такой слепой тест всё актуальнее и актуальнее, ибо на рынке появились новые объективы Тамрон, Сигма, Самианг. Цейс в конце концов! И все те пафосные «знатоки эличной картинки» облажаются в первом же слепом тесте, в котором им можно предложить отличить одно от другого по снимкам. У них шаблонное навязанное мышление о том, как должна выглядеть картинка с более «благородного» (что бы это ни значило) стекла, поэтому любой достойный кадр с «неблагородного» будет ими ошибочно принят за снятый на предмет их вожделения (цейсы, лейки или даже эльки), если будет содержать некие приметы, по которым они привыкли ориентироваться и которые к радости настоящих фотографов частенько зависят именно от рук, а не от стекла. Проверено в реальных слепых тестах!!! Ещё можно найти в сети как люди либо уходили от ответа, боясь НЕ УГАДАТЬ, либо называли верно с вероятностью 50%, что по сути означает чистую угадайку и доказывает отсутствие явных значимых превосходящих качеств у любимых ими стёкол. Например, Тамрону постоянно к его фиксами приписывают «скучность». Но это делают только те, кто ничего красивого снимать не умеет, либо просто предвзят, расположен к какому-либо другому брэнду.

Туда же идут адепты утверждений о том, что полный кадр отличат чуть ли не всегда, т.к. там всякие «объём» и «воздух», коих якобы нет у кропа. Равно как облажаются и любители «тру цвета» от Фуджи, Кодаков и прочих придуманных ими для самих себя кумиров в цвете. Достаточно провести слепой тест с адекватно (если о цвете речь, что чтобы все снимки были от обладателей прямых рук, ибо в противном случае мы просто сравнивали бы криворукость с пряморукостью, но никак не камеры) подобранными примерами, чтобы понять, что дело не в камере, а в руках, манере исполнения и особенностях условий съёмки. Причём, к простым кнопконажимателям это не относится – у них всегда всё будет уныло, никакой манеры исполнения у них нет, нет и особенностей условий съёмки, т.к. они жмакают кнопку спуска абы где и абы как, без оглядки на результат.

Хотите проверить эти утверждения? Можете начать с изучения уже имеющихся в сети (например, я это делал несколько раз, и всё для себя понял ещё тогда), либо проведите для себя и для форумных трепачей собственный слепой тест. И всё поймёте. Как минимум вы увидите, что ничего однозначного нет, никаких неоспоримых фаворитов нет, а форумные пустоболы либо угадывают с вероятностью 50%, либо под любым предлогом уходят от ответа, понимая, что вероятность угадать не превышает те самые 50%, «в народе» именуемые НАУГАД. Правда, нужно провести тест так, чтобы не было явных признаков особенностей, по которым можно определить принадлежность картинки. Например, закрученное гелиусовское бокэ на открытой, либо пятиугольники кэноновского 50/1.8 в бокэ на прикрытых, если в кадре присутствуют мелкие яркие источники света.

Удачи в объективном подходе к выбору!

Photo gallery Articles Photo-essay

Follow me 500px

3. Muro
Очень приятно, что есть люди близкие по духу и пониманию каких-то аспектов нашего бытия smile
Только у нас в Ярославле (по поводу прослушивания музыки) процесс в точности до наоборот - мы идем в нашу ярославскую филармонию слушать классическую музыку, а затем дома "очищаемся" прослушиванием этих шедевров на виниле. И таких оказывается много.

А теперь по теме. Читать Ваши статьи интересно, стиль изложения лёгкий, все по делу, без опломба. Многих начинающих фотолюбителей направляю к Вам. Спасибо за труды.
Ответ: Спасибо и Вам за отклик! 
Без преувеличения скажу, что сайт этот держится в основном благодаря близким по духу людям.

_________________________________________________________________________________________________________________
2. Muro
Согласен, всё это присутствует (я и написал, что классность аппаратуры должна присутствовать, но не более, для меломана). Однако, оно никак не относится к музыке, а относится к звуку. Есть меломаны и есть аудиофилы. Это разные группы людей.
Здесь об этом хорошо рассказано: https://www.youtube.com/watch?v=xECKA8UfK8I. Общаясь с профессиональными музыкантами давно заметил, что их интересует больше фактура музыки и вложенный в нее личностный характер музыканта, чем фактура звука. В семидесятых годах купил моно пластинку органной музыки в исполнении Исайя Брауды. Долго лежала не оцененная (ведь моно не стерео). А теперь просто "сказка". А запись в СССР первого концерта Чайковского для фортепиано с оркестром в исполнении молодого Вана Клиберна (тоже моно запись). Можно перечислять бесконечно.
Все выше сказанное относится и к фотографии. На фото.ру появилось много фотолюбителей имеющих на руках много дорогой фотоаппаратуры и кропы и ФФ (в том числе профессиональные зеркалки обоих брендов) и многие из них уже не делают фетиш из ФФ, а снимают и кропами в том числе.
Ответ: "Есть меломаны и есть аудиофилы. Это разные группы людей." - это слово в слово как я всем говорю!
Ахах ,и видео сталкера смотрено давно smile Помню как мучился, когда смотрел первые минуты, но в итоге остался доволен. И действительно, для меня первостепенна именно музыка, но всё же...

Во-первых, обсуждение самой музыки изначально не планировалось, т.к. я лишь проводил параллели с фототехникой, а не с художественностью фотографии.
Во-вторых, надо признаться ,что я не могу ниже определённого уровня качества отойти для её прослушивания. Кстати, далеко не пафосного качества, обычного на сегодняшний день. Но тем не менее, заставить себя  слушать музон на "капельках" (популярные вставные в 2000х годах, где отстутствуют низкие частоты совсем), помнится,  никогда не мог, а классику (симфоническую в первую очередь) так вообще мало что играло для меня так, чтобы я променял консерваторию на домашнее её прослушивание. И до недавнего времени, был уверен, что только миллионные аудиофильские колонки справятся с симфонической музыкой, но оказалось, что если поискать, то найдётся за разумные деньги вполне способный комплект, которому по зубам даже концерт №2 Рахманинова в домашних условиях (как один из вариантов).

Когда-то же нужно было прозреть. Вот поэтому некоторые, наигравшись в "магию ФФ", взвесили плюсы/минусы и теперь используют то, что больше подходит, а не то, что даёт "воздух" biggrin

Однако, не всё так просто. Ну вот прозрели они, начали снимать кропами совместно с ФФ. А толку? По моим наблюдениям,  такой манёвр добавил форуму ещё одну горку пустых мимопроходизмов.  С той лишь разницей, что теперь они гордо сообщают, что снято на кроп, тогда как раньше, наоборот, гордились съёмками на фф. Вот Вам и параллель про музыку и звук. Музыка у них как была "палка-два-струна", так и осталась...

Во многих ветках люто банят даже за то, что кто-то (посмел!!!) не подписал чем снято. Это только доказывает, что как они были фотоонанистами, так и остались. Поменялся только предмет вожделения, либо сместился центр возбуждения с ФФ к чему-то среднему. ИМХО.

_________________________________________________________________________________________________________________
1. Muro
Всё, как всегда, в точку. И про звук и про фото. Я также прошёл эти муки и по звуку, и по фото. Конечно, определенный уровень классности той или иной аппаратуры присутствовать должен, но фетиш из него делать не нужно. ИМХО.
Ответ: Спасибо за отзыв!
Вместо постскриптума скажу, справедливости ради, что иногда, хотя бы для того, чтобы не застаиваться в собственных убеждениях, можно всё-таки пробовать новое или нечто другое. Среди научно подтверждённого хотя бы. Например, в интернетах обсуждали термин "сцена", но я никогда не подозревал, что этот "параметр" действительно существует у колонок и что он может так сильно отличаться. Более того, я даже в магазине, когда нашёл свой звук, не подозревал о нём. И только дома обнаружил уже постфактум. Оказалось, что мои прошлые колонки вообще не обладали этим "явлением", а новые, напротив, демонстрируют его настолько  явно, что не заметить было сложно: я долго проверял, не начали ли встроенные динамики имака подключаться к воспроизведению, когда вокалисты и вокалистки начали петь прямо из экрана, чего раньше и близко не было.  Причём, данное качество акустических систем настолько заметно, что могу с высокой степенью убеждённости заявлять: если частоты я мог подкрутить эквалайзером и добиться сравнимого (по амплитуде) результата, пусть и с  меньшим разрешением, то  огромную разницу в ширине сцены не подтянуть ничем на уже готовых устройствах. А ведь раньше я считал, что это скорее из области  самовнушения (типа подставок под провода и конусов под усилитель). И только когда дома из монитора  запел солист, я понял, что знал о звуке явно меньше, чем мне казалось ранее.

_________________________________________________________________________________________________________________


Добавить комментарий:
Заполните поля Имя, E-mail и код с картинки. Уважаемый Посетитель сайта, Ваш отзыв - единственный отклик о пользе моего ресурса в этом бренном мире. У меня нет ссылок на продавцов, нет ни одного рекламного баннера. Свобода от рекламы, продвижения чего-либо и гарантия незаинтересованности моего мнения - вот что Вы всегда получаете, листая странички сайта. И конечно само информационное наполнение. Чтобы Вы получили всё это, мне нужно вложить труд, время и деньги (блокирование рекламы хостера, содержание домена). Взамен Вы можете заполнить три поля, навязанные мне хостером, и оставить своё мнение об увиденном или прочитанном. Заранее благодарю!
-->
Все смайлы


Copyright  Prometej © 2008-2018


Яндекс.Метрика




Хостинг от uCoz